Новости
Юрий Шевчук любит «парижанок»
Пресса Юрия Юлиановича побаивается, памятуя его скорый на расправу нрав: то с Киркоровым сойдется в рукопашную, то объявит войну попсе... Но Юлианыч оказался обычным мужиком - чуть резковатым, но очень таким «своим»: с юмором и огромной любовью к жизни. Мы встретились с певцом по двум поводам - поговорить о «юбилейных» мыслях и о его новом альбоме «Прекрасная любовь».
- Юбилей я не праздную, скажу честно. Никакого пафоса, все обрыдло, не хочу я быть идиотом, сидящим на хрустящих подарках, которые потом некуда девать. Бред это все. У меня, слава Богу, работа в это время - буду на студии записывать песни, - рассказывает Шевчук "КП".
Никакого пафоса, все обрыдло, не хочу я быть идиотом, сидящим на хрустящих подарках, которые потом некуда девать
- То есть даже с семьей не посидите?
- Нет, не будет меня в России. Я уезжаю. От всех своих любимых алкашей. То есть забыли про этот юбилей, день рождения и все. Никаких не будет юбилейных концертов, Красных площадей и так далее.
- Вам, видимо, достаточно бесполезных подарков надарили? Может, в этот раз подарят полезные?
- Ну как понять полезные?
- Ну приятные - когда понимаешь, что вот это то, что надо. Это редко бывает, но, может, что-то запомнилось?
- У меня закончился одеколон, и мне моя подруга подарила его позавчера. Я был очень рад. Очень полезная вещь.
- Скажите, какая должна быть женщина рядом с Юрием Шевчуком?
- Парижанки - вот мой тип. Сидишь за одним столом, а они едят больше, чем ты, пьют не меньше... Такие боевые подруги. Умные. Гордые. Социальные. У нас в России все больше и больше «парижанок», и я этому рад.
- А может ли женщина быть вам другом?
- Да. У меня есть несколько подружек. Просто никаких отношений, кроме таких вот нежных. Я очень ценю эту дружбу. Женщина - она тоньше чувствует и понимает. Я люблю умных собеседниц, и, когда они меня поучают, я этому рад.
- Сложно представить, чтобы нашлась такая женщина смелая...
- Как-то моя Эльмирка, царство ей небесное (бывшая жена Ю. Ш. - Прим. авт.), заметила, когда мы с ней ехали в такси: «Посмотри, Юра, на фонари - кардиограмма ночных фонарей». Я тут же говорю: «Эльмира, кардиограммы ночных фонарей облетают сухими людьми дома...» И написалась песня. Мне вот Чулпан Хаматова подарила полную переписку Пастернака с Цветаевой. Какие платонические, замечательные отношения! И вместе с тем любовные - но на другом уровне. Прекрасно.
- Какие у вас отношения с сыном Петром? У вас есть проблема отцов и детей?
- Я об этом не люблю говорить... Это дело интимное. Мой Петр 9 Мая на параде участвовал, в составе Первой гвардейской бригады морской пехоты города Балтийска. Как отличник боевой и политической подготовки маршировал там.
- Чувствуется, сыном гордитесь.
- Я горжусь тем, что он не «косил», коленки не мочил и нормально пошел служить.
- Я думаю, с таким папой особо не выберешь «неправильную» профессию.
- Конечно, войска выбирались сразу. И служит мой сын, как все, никаких нет поблажек. По крайней мере барышни, с которыми он будет гулять по темным аллеям, могут не бояться. Мужик растет!
- Вы упомянули, что вас затронула песня Анжелики Варум «Художник, что рисует дождь». Кого еще вы можете выделить из противоположного музыкального лагеря?
- Любимый певец мой в поп-стиле - Сергей Пенкин. Серьезно. Потому что он живьем поет. Он рубится по-честному в музыке, это не может не вызывать уважения.
- А поэты?
- Из попсы - нет, из рока - Борис Гребенщиков, ныне здравствующий. Мудрейший. Я лишен того, чем владеет он: у него есть связь с высшим разумом, а мне приходится сочинять самому. В этом смысле мы не на равных.
- Не пытался он вас приобщить?
- Он предлагал мне как-то съездить с ним. Но мой Тибет здесь. Человек с возрастом теряет чувствительность восприятия. Я понимаю эти Борины поездки в святые места, бесконечные путешествия: как человеку пишущему ему все время нужны впечатления. Поэтому старички все путешествуют, женщины все время делают «саморемонт».
- Это вы про пластику?
- Если людям нравится, так что ж такого. Я обсуждаю это иногда со своими подружками. Некоторые говорят: «Да ты что, морщины - это естественная красота». Я говорю: «Ага, пока вы молодые еще, пока вам еще чуть-чуть за 30. А потом?» В общем-то сомнения есть. Но когда женщина выглядит хорошо - это самодисциплина. Правда, я не поклонник Памелы Андерсон.
- Трудно ли вам давался ваш новый альбом «Прекрасная любовь»?
- Трудно, скрывать не буду. Основные сложности были в аранжировках. Мы все-таки, как говорится, рок месили долгие времена. А эти песни я время от времени пел на концертах, когда чувствовал, что народ от прессинга звука устает. Альбом копился долго. Там есть песни аж 80-го года. Вот «Осень», например, или «Романс».
Не русский шансон в нынешнем его понимании. А продолжение традиций авторской песни, как ее называли Владимир Семенович, Булат Окуджава, Галич.
- Не могу не спросить про песню «Я пил с генералом ФСБ». Есть ли реальный прототип?
- Вы знаете, много такого начальства, которое нажралось и насосалось, у которого из кухонь вместо воды уже нефть течет. И которые начинают орать: «Сталина нам не хватает!» Жажда этих парней стать опять рабами - одна из тем этой композиции. С другой стороны, я знаю очень много замечательных генералов, и эта песня к ним никак не относится.
- Помните, как заработали первый рубль?
- Ох, еще в школе, после восьмого класса, я работал грузчиком. Мы разгружали вагоны. Заработал на джинсы.
А профессионально - был концерт в Тюменской области, в одном очень маленьком городе. Это была первая наша гастроль, ранняя весна 87-го. Наш гитарист Андрей Васильев увидел гонорар за концерт - 30 рублей и заплакал: что я буду с ними делать? Мы купили трехлитровую банку спирта и две рыбины. Выпили и закусили. И радовались первой зарплате как дети, потому что никогда не было таких планов - музыкой зарабатывать. Мы были большими идеалистами.
Когда сейчас молодая рок-группа приходит и начинает ныть про деньги и все ими меряет, а ты начинаешь им объяснять, что нужно найти свои слова, и все будет... Они не верят и думают, что деньги их спасут. Чушь.
- У вас никогда не возникало желания уехать на Запад, потому что там больше возможностей для творчества?
- Я никогда не буду ездить на Запад за материальным. Я вижу там несчастных «новых русских», их жен, бесконечных любовниц, которые понакупают себе бассейнов и утюгов и так же несчастливы. Для чего? Можно и здесь поменять мебель в квартире.
- А как, на ваш взгляд, у нас обстоит дело с культурой?
- Обычному человеку, пришедшему с работы, выживающему в наши времена, включившему «ящик», что ему засовывают вместе с его макаронами? Это же мрак и ужас просто. Сатирик Задорнов, который поднимает наше самосознание, говоря, что американцы все дураки, - это культура? Мы одни умные. Вот это и есть «плакат». Это и есть подъем «бесовского» патриотизма.
Федор Михайлович Достоевский ввел в обиход термин «национальная русская идея». Он писал, что русская идея - это всечеловечность и восприятие всей культуры мира.
- А как же тогда Бронзовый Солдат в Эстонии? Тоже воспринимать?
- Для меня это живая тема... Но все - следствие того же «плакатного», «бесовского» патриотизма: если ты не уважаешь чужих ценностей, ты не будешь иметь и своих. Даже если с вами поступила зло сталинская власть, почему же вы этим же отвечаете?
- Вы, как кажется, человек с бескомпромиссным характером. Прощаете ли вы врагов своих?
- Я знаю, что кого-то я простить до сих пор не могу. И очень этим опечален. Но надеюсь, не такой уж я из бетона и стали. В то же время я очень рад, что, дожив до седин, на какие-то компромиссы просто физически уже не способен пойти. Мне кажется, это украшает любого мужика. Я счастливый человек в свой полтинник, до отвращения счастливый человек.